Концессии Новости Мнения экспертов о мероприятиях по берегоукреплению и минимизации последствий паводков в материале газеты «Известия»

Мнения экспертов о мероприятиях по берегоукреплению и минимизации последствий паводков в материале газеты «Известия»

Последствия паводка в Оренбургской и Курганской областях можно было бы минимизировать, важно решать проблемы в организации эффективного прогнозирования и оперативного реагирования на ЧС, заявил секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев. Эксперты отмечают, что с учетом «нервозности климата» стоило бы пересмотреть требования к дамбам, а возможно, и вовсе изменить долгосрочную водохозяйственную политику. Можно ли эффективнее реагировать на прогнозы паводковой ситуации, а также способны ли граждане сами защищать себя с помощью насыпей, если дамбы не справляются, разбирались «Известия».

Можно ли было предотвратить наводнение

На совещании в Архангельске по вопросам безопасности в Северо-Западном федеральном округе секретарь Совбеза Николай Патрушев заметил, что такое критическое развитие ситуации и огромный материальный ущерб, как в Оренбургской и Курганской областях, можно было бы минимизировать. Говоря о ситуации уже в СЗФО, он отметил, что в округе есть ряд нерешенных проблем в организации эффективного прогнозирования и оперативного реагирования на ЧС.

Директор по проектированию УК «Инфратех Концессии» Бэлла Каплан считает, что предотвратить тяжелые последствия прорыва дамбы было невозможно.

— Можно было минимизировать их, пораньше объявив о надвигающейся угрозе, подготовить к ней население, — сказала она «Известиям». — Однако надо понимать, что 7 апреля уровень воды в Урале достиг своего абсолютного максимума (975 см) — это рекордный показатель за всю историю наблюдений, — такое сложно спрогнозировать. А насыпать дамбу, укрепить ее в том объеме, в котором было необходимо, — это просто нереально за такой короткий срок.

Председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский отмечает, что, даже если принять подобный прогноз, необходимо очень быстро провести проверку всех гидротехнических сооружений, провести тендеры по их укреплению, а затем реализовать эти проекты. По его словам, за месяц-два это сделать практически невозможно.

Рецептом он называет постоянный контроль качества при строительстве и эксплуатации дамб. С этим были проблемы — «Известия» о них недавно писали.

Председатель Общественного совета при Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) Вадим Петров отмечает, что получение предупреждения о паводке за месяц до его начала теоретически дает местным властям время для подготовки.

— Однако способность укрепить дамбы за этот период зависит от множества факторов, включая доступные ресурсы, состояние существующих сооружений и масштаб предстоящего события, — сказал он «Известиям». — В случае земляной насыпи, как в Орске, укрепление может потребовать значительных усилий и ресурсов, которые могут быть не всегда доступны в короткие сроки. Примеры из других стран показывают, что эффективная подготовка к паводкам требует комплексного подхода, включая не только физическое укрепление защитных сооружений, но и разработку планов эвакуации, обучение населения и создание запасов необходимых материалов.\

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Водные пути, порты и портовое оборудование» Российского университета транспорта Маргарита Сахненко считает, что, даже если бы власти получили сообщение о паводке такого уровня за полгода, тяжелых последствий всё равно было не избежать.

— В данной ситуации можно было только предупредить население о надвигающейся угрозе и привести все спасательные службы к готовности, — заметила она. — А что касается укрепления дамбы, то при таком уровне подпора, который создала река, никакая защита не спасла бы ее от разрушения.

При этом Маргарита Сахненко подчеркивает, что есть проблемы с несовершенной нормативной базой: все дамбы проектируют под 1% обеспеченности максимального уровня воды, то есть на повторяемость критических ситуаций раз в 100 лет, а нужно всё-таки рассматривать максимальные значения, которые наблюдались раз в тысячу лет. Еще одна проблема — отсутствие достаточного числа специалистов гидротехнических и гидрологических компетенций. Проектированием и строительством дамб занимаются гражданские строители, у которых отсутствуют необходимые компетенции.

В чем проблемы прогнозирования угроз

Изменение климата, или его «нервозность», приводит к более частым и интенсивным паводкам, что делает текущие модели прогнозирования менее точными, указал Вадим Петров. По его словам, сегодня в основном используются гидрологические и метеорологические модели, основанные на исторических данных, которые могут не учитывать новые тенденции.

Со ссылкой на данные Росгидромета эксперт указал, что общее число опасных явлений достигает в год в среднем порядка 900–1000 по всей территории России. В прошлом году было зафиксировано 1191 опасное явление, из которых 448 нанесли значительный ущерб, причем с годами их масштабность растет. В то же время предупрежденность опасных явлений составила 96%.

По словам Вадима Петрова, увеличение числа экстремальных погодных событий требует адаптации подходов к строительству гидротехнических сооружений.

— Возникает необходимость интегрировать климатические модели в процесс принятия решений о строительстве дамб, — считает эксперт. — В том числе адаптировать строительные нормы и правила к новым условиям. Современные мезомасштабные модели атмосферной циркуляции Росгидромета позволили в последние годы существенно повысить качество прогнозов погоды общего назначения в целом и прогнозов опасных явлений в частности.

Иван Андриевский, однако, добавляет: с учетом того, что катастрофы — всегда стечение множества низковероятных факторов, такие прогнозы «не могут лечь в основу нормативной документации по строительству сложных гидротехнических сооружений».

— Тем не менее глобальные климатические тенденции учитывать нужно, например, сильные нагрузки, связанные с резким потеплением, — сказал он. — Этот фактор риска вполне можно закладывать при строительстве таких объектов.

Вадим Петров считает, что в связи с ростом экстремальных явлений, необходимо добавить мероприятия по прогнозированию, гидротехнической защите и противодействию изменению климата в новый федеральный проект «Вода России», который запускается с 2025 года, с целевым финансированием и участием НИУ Росгидромета.

— При наличии целевого финансирования в новом федеральном проекте «Вода России» и учитывая блестящий научный потенциал в Росгидромете можно было бы развернуть современную и качественную систему в ближайшие два-три года, — уверен собеседник.

Полная версия текста на

официальном сайте «Известия»

Другие записи

Послание Президента Федеральному Собранию: главное для рынка ГЧППослание Президента Федеральному Собранию: главное для рынка ГЧП

Развитие инфраструктуры стало сквозной темой послания Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 29 февраля 2024 года. Глава государства обозначил основные направления и способы поддержки этой сферы на ближайшие шесть лет. Дополнительное финансирование,

Транспорт Москвы и Подмосковья: что ждет жителейТранспорт Москвы и Подмосковья: что ждет жителей

Столичные и подмосковные власти продолжают развивать общественный транспорт в макрорегионе без оглядки на частные автомобили. Один из акцентов — на строительстве новых дорожных узлов и увеличении протяженности метро. В начале ноября 2023 года премьер-министр Михаил

УК «Инфратех Концессии» применяет отечественные программные комплексы на всех стадиях реализации проектовУК «Инфратех Концессии» применяет отечественные программные комплексы на всех стадиях реализации проектов

В УК «Инфратех Концессии» прошла рабочая встреча с разработчиками отечественного программного обеспечения «PILOT-BIM», которое разрабатывалась в России с 2003 года. Компания «АСКОН» является крупнейшим российским разработчиком инженерного программного обеспечения в сфере автоматизации производственной и проектной