1 июля в рамках форума «Строим Россию!» состоялось пленарное заседание «Развитие транспортной инфраструктуры», посвященное роли частного бизнеса в инфраструктурной повестке государства.
Организаторами Форума выступили Российский Союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК) и Ассоциация инфраструктурных инвесторов и кредиторов (АИИК).
Значительное внимание участников было уделено нацпроекту «Эффективная транспортная система», в рамках которого формируется ряд значимых показателей для развития отрасли. В частности, обсуждалась реализация ключевых направлений национального проекта и сроки реализации, которые обозначил Президент Российской Федерации в Указе № 309.
«За последние три года нам удалось построить более 2000 км дорог, подрядчики развили свои компетенции в проектировании, а самое главное в строительстве, мы должны сохранить эти мощности. В планах два крупнейших объекта — КАД вокруг Санкт-Петербурга и новая трасса «Джубга-Сочи», которые безоговорочно будут построены по поручению Президента РФ» — рассказал в своем выступлении глава ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко, он также сообщил, что по итогам I полугодия текущего года трафик на сети «Автодора» вырос в среднем на 13-14%. — «За это полугодие мы видим, что доверие к нашим дорогам растет, и трафик все время увеличивается. Планы по сбору платы мы себе ставим не потому, что мы хотим собрать больше, а для того, чтобы все инвесторы, которые вкладывали деньги в строительство дорог, были уверены, что все эти обязательства будут исполнены. Ко всему прочему могу сказать, что есть небольшие заделы, которые нам позволят начать другие проекты».
Алексей Андреев, генеральный директор ОАО «Дорожно-строительная компания «АВТОБАН» отметил, что строительному комплексу необходимо понимать перспективы развития с горизонтом хотя бы 3-5 лет: «Какая будет загрузка предприятий отрасли, это очень важно, особенно в условиях ограничения бюджетных ресурсов. Второй важный вопрос – это вопрос ценообразования в дорожной отрасли, так 44-й ФЗ предусматривает 10% увеличение стоимости, но сначала ты должен доказать это в Главгосэкспетртизе, почти приостановив строительство, дальше после утверждения новых расценок экспертизой, решение должно пройти через процесс утверждения бюджета РФ, а это минимум 1,5 года до получения средств. Нам необходим новый механизм ценообразования».
Также в рамках пленарного заседания обсуждались меры поддержки инвестиций, привлечение внебюджетных инвестиций в перспективные транспортные проекты и создание собственного фонда развития.
Так, по мнению Управляющего Директора УК «Инфратех Концессии» Андрея Шишкина, ключевой проблемой проектов в транспортной сфере является высокая капиталоемкость, что влечет за собой невозможность обеспечить их окупаемость за счет выручки от деятельности в рамках проекта. «С текущим уровнем ключевой ставки эффективная ставка по концессионным кредитам составляет около 20%, что создает огромную нагрузку на финмодель проекта в целом и на региональный бюджет в частности, так как федеральные средства предоставляются только на капитальный грант, а не на плату концедента. Вариантом решения проблемы может стать создание работающей программы федерального субсидирования ставок по кредитам на транспортные проекты. Уполномоченные банки (ВЭБ.РФ, ДОМ.РФ) должны иметь возможность, выдавать кредиты по ставкам, ниже рыночных, так как при текущих ставках реализация проектов становится фактически невозможной» — отметил эксперт.
В свою очередь руководитель подразделения ГЧП и инфраструктуры АО Банк ДОМ.РФ — Член Правления АИИК Любовь Бараблина отметила, что при существующих амбициях развития транспортной отрасли бюджетных средств недостаточно, должны привлекаться частные деньги.
«У банков есть желание и планы, чтобы участвовать в транспортных проектах. Но волатильность рынка препятствует. Также мы не рады законопроекту Минфина, который ограничивает расходы бюджетов регионов и муниципалитетов на ГЧП и концессии не выше 10% их годового дохода. Этот законопроект призван дестимулировать развитие концессий и механизма ГЧП, т.к. сложно оценить нагрузку на момент заключения концессии», — подчеркнула Любовь Бараблина.