Кооперация государства и бизнеса в условиях построения технологического суверенитета страны заметно выросла. 2023 год стал содержательным для рынка государственно-частного партнерства (ГЧП). Были приняты долгожданные поправки в профильное законодательство, рынок несколько раз колебался с ростом ключевой ставки ЦБ, которая ставила перед бизнесом вызов — работать с «дорогими» деньгами или ждать улучшения экономического климата. Со стороны власти началась важная работа по формированию инвестиционной среды: мастер-планирование территорий позволит сделать работу с инвесторами системной. О том, что ждет рынок в 2024 году, «Стройгазета» поговорила с председателем совета директоров УК «Инфратех Концессии» Сергеем ДЕРЕВЯНКО.
— Сергей Станиславович, как себя чувствует рынок ГЧП в начале 2024 года? Какие объекты будут самыми капиталоемкими в новом году?
Как показывает статистика, рынок ГЧП оказался устойчивым к внешним вызовам. Наоборот, курс на импортозамещение подстегнул развивать отечественные технологии. Например, сейчас компании-девелоперы активно тестируют и внедряют новые программы в сфере автоматизации производственной и проектной деятельности, такие как «Кредо» или Pilot-BIM. Повышение ключевой ставки ЦБ до 16% заметно всколыхнуло строительный рынок, так как приводит к повышению кредитных расходов застройщиков. Думаю, что, несмотря на высокую ключевую ставку, количество проектов с применением механизмов государственно-частного партнерства продолжит расти, потому что для любого субъекта РФ концессия — это возможность долгосрочного планирования и опережающего строительства масштабных объектов социальной инфраструктуры, так как ресурсы региональных бюджетов не безграничны. Такие проекты позволяют привлекать частных инвесторов и активизировать приток внебюджетных средств в развитие инфраструктуры, в том числе появляются рабочие места, растет налоговая база.
Это подтверждают цифры. По расчетам Аналитического кредитного рейтингового агентства, в 2021 году инвестиции в проекты ГЧП составили 523 млрд рублей, в 2022-м — 765 млрд рублей по контрактам, которые прошли коммерческое закрытие до конца года. По данным Минэконразвития, цифры за 2023 год еще выше: было заключено 421 концессионное соглашение на 856 млрд рублей. По предварительным подсчетам Национального центра ГЧП, в 2023 году запущено 116 новых проектов на 765,5 млрд рублей. Если по количеству контрактов показатель ниже предыдущих лет, то с точки зрения объемов инвестиций наблюдается динамика укрупнения проектов.
Можно спрогнозировать, что в 2024 году рост числа и объемов контрактов ГЧП продолжится. По оценкам экономистов, в 20232025 гг. количество заключенных соглашений вырастет на 1 500 новых концессий и достигнет 5 500. К концу 2025 года объем инвестиций превысит 5,6 трлн рублей. В частности, в планах управляющей компании «Инфратех Концессии» на 2024 год более 20 масштабных проектов в различных субъектах РФ, на которые предусмотрено привлечение более 300 млрд рублей инвестиций. Это проекты строительства университетских кампусов, поликлиник, спортивных сооружений, музеев, театров и других объектов.
В 2024 году можно выделить несколько трендов по строительству социальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений. Самые крупные и дорогие проекты будут в транспортном сегменте — строительство дорожной и мостовой инфраструктур, магистралей, платных дорог. На втором месте по объемам инвестиций — проекты, связанные с коммунальной инфраструктурой. Третье место займет строительство социальных объектов — кампусов, театров, музеев, объектов спорта и здравоохранения.
— Улучшается ли инвестиционная привлекательность регионов при использовании механизмов концессий? И почему, несмотря на экономический спад, их число продолжает расти?
Строительная отрасль является драйвером национальной экономики и дает примерно 13% ВВП. Около 16% всех занятых в России трудятся в этой сфере, и ее состояние напрямую влияет на экономическую стабильность. Для улучшения макроэкономических показателей субъектов РФ необходимо запускать мультипликатор через капитальные вложения.
В России во время кризиса традиционно усиливается роль государства, поэтому активное применение концессий — своего рода антикризисная мера. С учетом ограничений бюджета ГЧП позволяет построить и реконструировать необходимые масштабные инфраструктурные объекты сейчас, а расплачиваться уже после ввода на комфортных для регионального бюджета условиях. Это делает города привлекательными для инвесторов, так как развивает инфраструктуру. При принятии решения открыть крупное производство в том или ином регионе победит тот субъект, где создана комфортная среда для жизни людей, где высококвалифицированные кадры смогут пользоваться всеми современными социальными сервисами и откуда не захотят уезжать. Такое строительство запускает экономические мультипликаторы, создает новые рабочие места в регионе и новые вливания в местный бюджет в виде налогов.
Любопытно, что эта форма привлечения инвестиций активно использовалась до революции. К примеру, практически вся сеть железных дорог в 60-90-х годах XIX века была построена на основе концессий. Более того, Россия имела концессии и за рубежом: Китайско-Восточная железная дорога была русской концессией в Китае.
— По итогам 2023 года наблюдается бурный рост концессий в сфере здравоохранения, образования и культуры. Почему концессии уходят в «социалку»?
Механизм ГЧП становится все более востребованным и привлекательным, растет уровень компетенций всех участников таких сделок, активно развивается законодательная база, например, в июне прошлого года принят в третьем чтении закон, регулирующий концессионные соглашения: закреплены формы и содержание финансового участия государства, муниципалитетов. Так, софинансирование на стадии строительства и реконструкции может составлять не более 80% от общего объема капитальных затрат. Или так называемый механизм особых обстоятельств, где закреплено право частной стороны на выплату из бюджета компенсаций, в том числе в случае недополученных доходов. Сделки стали более прозрачными, риски как концессионера, так и концедента сведены к минимуму. В январе вступил в силу федеральный закон, направленный на увеличение числа ГЧП-проектов в сфере IT. В марте было принято распоряжение правительства РФ об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов транспортной инфраструктуры и технологически связанных с ними транспортных средств. Минстрой России разработал широкое инфраструктурное меню для социальных проектов.
Концессионеры, видя мощную поддержку со стороны государства, охотно идут в «социалку»: строят школы, кампусы, стадионы, культурные центры. В этом случае частный инвестор за свой счет проектирует, строит, оснащает или реконструирует объекты, находящиеся в государственной собственности, взамен получая право эксплуатировать объект на возмездной основе и получать доход.
«Строительная Газета» от 09.02.24